В начале XX века крестьяне чаще покупали сделанную на заводах фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду.
У хохломских мастеров стало меньше покупателей. Да к тому же» поредели окрестные леса, не одно столетие вырубавшиеся для хозяйственных нужд и поделок. Мастера создавали изделий все меньше и меньше, роспись становилась грубее и проще. Но разве можно было допустить, чтобы погибло это искусство, так полно и ярко отразившее душу создавшего его народа?
Раньше красильни принадлежали либо мастеру, который работал вместе с членами своей семьи и нанятыми учениками и подмастерьями, либо скупщику. Трудились красильщики по 16 — 18 часов в день, с самого раннего утра до позднего вечера. Писали, в основном, мужчины, а мальчики учились красильному делу с десяти лет. В той же избе, где они работали, варили олифу, сушили расписанные предметы, готовили на огне «полуду».
В 1918 году в городе Семёнове открыли школу художественной обработки дерева, в которой стали учителями опытные токари и красильщики, приглашённые из сел Ковернинского района.
Профессиональный художник Георгий Петрович Матвеев возглавил школу.
Обучение новых мастеров росписи длилось три года. Вначале они долго и терпеливо повторяли образцы, нарочно сделанные для этой цели лучшими хохломскими художниками.
Ученикам надо было «поставить руку» — добиться точности и быстроты в выполнении травных узоров, «круглого» фонового письма. Только после этого им доверяли придумывать орнаменты и расписывать ими предметы.
Большим подспорьем стал созданный Матвеевым в Семенове музей кустарных изделий. Здесь будущие красильщики знакомились с лучшими произведениями безымянных мастеров прошедших времен и современных известных художников. В музее они могли встретить и наиболее удавшиеся работы своих товарищей по классу.
В сёлах Ковернинского района по-прежнему существовали мастера-надомники; они получали заказы в артели, а расписывали посуду и мебель дома. Здесь долго не было специальной школы, профессионального обучения: ученики набирались умения под присмотром старших.
Вероятно, поэтому мы сегодня говорим о двух школах росписи — семёновской и ковернинской (семинской) хохломе.
Ковернинцы любят свободные кистевые мазки, живописные травные орнаменты.
Деревенские жители, они чаще пишут дары поля и леса, в их узорах много непосредственных наблюдений и живой силы.
Семёновцы — виртуозы изящной линии и сложных орнаментов. В их работах обычны затейливые Кудрины и часто встречаются новые для промысла мотивы: колосья, птицы, бабочки, рыбки.
Н. Бедник, «Хохлома»