Прежде чем стать золотой, "хохлома"' бывает и серебряной и глиняной.
Сперва «бельё» сушат, а затем шлифуют — убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке, а затем уже из царства золотистой стружки оно попадает к красильщику.
Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем особым составом — вапой или грунтом.
Современные мастера называют наложение грунта-вапы грунтовкой. Вапа красновато-коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную — под плотным слоем грунта совсем не видно дерева.
Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой — так, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая лаковая плёнка. К этой плёнке легко пристает полуда — измельчённый в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас — алюминий, тоже серебристый, лёгкий и дешёвый материал.
Втирание полуды называется лужением. Лужёная кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла — она сияет матовым серебристым блеском.
И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера — красильщика. Художники работают ловко и старательно. Обычные их инструменты — тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, «ляпушки» и небольшие баночки с красками.
Итак, серебристая лужёная кружка расписана. Художник — красильщик закончил свою работу и уже положил последний мазок краски. Ну а как же золото? Когда мерцающее холодным металлическим блеском изделие заиграет радостным золотистым цветом?
Этим последним таинством ведают лачила и печник. Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака-олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре. И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 -180 градусов.
Современные лачилы покрывают изделие синтетическим жёлтым лаком из пульверизаторов-пистолетов. Под пленкой закалённого лака всё, что было в росписи серебряным становится золотым.
Встречаются хохломские росписи двух видов. В первом цветной орнамент выступает на золотистом фоне, во втором — на цветную поверхность нанесён золотой узор. Как это получается?
В первом случае роспись называется верховой: художник поверх полуды пишет травки, ягодки и другие мотивы. После лачки и закалки полуда становится золотистой и узор идёт поверх золота фона.
Во втором случае роспись сложнее, и называется она фоновой. Художник чёрной или красной краской рисует на полуде контуры будущего золотого узора — Кудрину, ягодки, листики, рыбок. Затем этим же цветом закрашивает оставшуюся поверхность. Получается серебристый узор на цветном-черном или красном фоне.
Затем мастер делает приписку — жёлтой, зелёной, чёрной, если фон красный, и красной, если фон чёрный, красками наносит мелкие травки, бусинки, ягодки, листочки по фону.
После лачки и закалки и получается золотой узор на цветном фоне.
Теперь вы знаете, сколько умелых мастеров приложило своё старание, смекалку, художественное чутьё к созданию простых и необычных хохломских деревянных изделий. Здесь и токари, и грунтовщики, и лудильщики, и красильщики, и лачилы, и печники. И каждая работа важна и ответственна, потому что от каждого этапа зависит качество сделанного предмета.
Н. Бедник, «Хохлома»