Знакомый трехпалый мохнатый листик, трогательная звёздочка цветка, изогнутая веточка и, конечно, она — маленькая капелька лесной сладости — земляничка.
Хохломские художники любят рисовать на поверхностях, своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, чёрную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнёт веточки, разбросает цветы и ягоды — и вот тот же самый мотив заговорит с; нами по-новому.
В этом разнообразии орнаментальных мотивов проявляются и богатство творческого воображения художника, и его мастерство, и его наблюдательность.
Присмотритесь внимательно, и вы сами увидите, что в природе никогда никакая форма и цвет не повторяются с точностью, а хотя бы чуть-чуть, но отличны.
Лист землянички может быть большим и маленьким, а ягодки — более круглыми или продолговатыми. Цвет у них, пока растут, всё время меняется — от белого, розового до ярко-красного и густо-малинового.
Вот и получается, что на одном и том же кустике вы не увидите разной формы, разного размера и цвета ягоды и листья.
Но даже одна и та же ягода, одно и то же растение изменчивы, становятся чуточку другими от утра к вечеру, от одного дня к следующему. Искусство хохломских художников отразило и эту их изменчивость.
Но мастера вовсе не стремятся показать растения в точности такими, какими мы их видим в лесу. Хохломские изображения декоративны — они в самом общем виде передают красоту живой жизни. Это орнаменты — украшения предметов. И поэтому впечатление постоянной текучести и переменчивости жизни художники создают изменением своего орнаментального мотива.
Н. Бедник, «Хохлома»