Декоративно-прикладное искусство

Живопись М.К. Чюрлёниса

Микалоюс Константинас Чюрленис (1875—1911), литовский композитор, закончивший Варшавскую и Лейпцигскую консерватории, автор симфонических, камерных, хоровых произведений, в возрасте 27 лет начал интенсивно заниматься живописью и посвятил этой сфере свою основную творческую энергию.

За шесть лет им пройден насыщенный путь резкого художественного роста, созданы сотни картин. Почти все творческое наследие М.К. Чюрлениса -художника хранится сегодня в музее, носящем его имя, в Каунасе.


М.К. Чюрлёнис — Лес. 1907


М.К. Чюрлёнис — Покой. 1903-1904

 


М.К. Чюрлёнис — Жертва. 1909


М.К. Чюрлёнис — Сказка королец. 1909


М.К. Чюрлёнис — Rex. 1909


М.К. Чюрлёнис — Сказка. II. 1907


М.К. Чюрлёнис — Истина. 1905


М.К. Чюрлёнис — Сказка. III. 1907


М.К. Чюрлёнис — Сказка о замке. 1909


М.К. Чюрлёнис — Жемайтийское кладбище. 1909


М.К. Чюрлёнис — Жемайтийские кресты. 1909

Представленные выше репродукции лишь отчасти дают представление об эволюции Чюрлениса-художника и тематике его работ. Начало пути художника — это фантастические пейзажи (цикл «Похороны», «Покой»), они передают прежде всего философское или психологическое содержание, также как «Истина» и «Дружба». «Тишина» и «Лес» представляют нам художника, достигшего наиболее экономными средствами художественной выразительности глубокого лирико-символического обобщения. Теме природы посвящена и гармоничная композиция «Весна», и пейзажно решенные «Жемайтийские кресты». В обеих картинах контраст между возведенными человеком строениями и хрупкой растительностью на фоне больших пространств обретает символическое значение. Поэтичная и сказочная интерпретация природы переплетается в творчестве М.К. Чюрлениса с фольклорными и мифологическими темами, с космическим представлением о человеческом бытии (триптих «Сказка», цикл «Знаки Зодиака», «Сказки королей»), В структуре картины «Кех» отчасти нашли отражение поиски «музыкальной живописи» Чюрлениса, Особая духовная гармония, сочетание космического величия и нежного Лиризма характерны для работ последней поры творчества художника («Сказка о замке», «Жертва», «Жемайтийское кладбище»). Таков Чюрленис-живописец, сумевший за короткое время сказать свое слово в живописи, оставить после себя искусство самобытных концепций и высокой выразительности.

Витаутас Ландсбергис