Статья расскажет читателям об истории написания картины «Девочка с фруктами» художника Мурильо.

Оживленно и шумно было солнечным летним утром на набережной Севильи. У причалов разгружались каравеллы, пришедшие с богатым грузом из Нового Света. Путем. проложенным Колумбом, они привезли в Испанию золото Анд, драгоценности, пряности. Купцы и знатные идальго наблюдают за разгрузкой товаров, договариваются о новых сделках. Тут же снуют любопытные, бедняки надеются на возможность заработка.

Бартоломе Эстебан Мурильо спешил миновать причалы. Он не любил суету и праздность. Его узнавали, приветствовали с уважением. Жители города любили своего художника. «Лучший живописец был тогда в Севилье» ,- написал о Мурильо один из его современников. То, что создавал художник, отличалось от работ его предшественников, хотя разрабатывали они одни и те же религиозные сюжеты из Ветхого и Нового заветов.

Художник МурильоМурильо расписывал часовни и церкви, выполнял заказы религиозных братств. Но вместо праведников, призванных поражать прихожан аскетизмом, мученичеством, отрешенностью от всего земного, он населял свои произведения героями простыми и человечными.

Севильцам импонировала и любовь живописца к родному городу. Он мечтал видеть Севилью художественным центром и много сделал для того, чтобы открыть здесь академию. И когда в январе 1660 года состоялось ее первое торжественное заседание, Мурильо избрали одним из директоров.

Художник был достаточно мудр в своих отношениях к жизни, к призванию, к успеху. И для многих знатных дворян города повел себя неожиданно, отказавшись от звания придворного художника, которое ему предложил король. Дворцовая жизнь с ее интригами, завистью была не по душе Мурильо.

Все лучшее, что Мурильо знал о людях, что чувствовал в себе самом, он воплощал в своих героях. Не потому ли казалось, что героев его картин можно встретить на берегу Гвадалквивира, а тени лимонных рощ, на узких улочках Севильи. Его мадонны – истинные андалузки, исполненные томной грации, а святые мученицы часто напоминают стройных гитан.

Но вернемся к тому солнечному летнему утру 1662 года, с которого начался наш рассказ. Художник совсем было собрался свернуть в переулок, как заметил на перекрестке улыбчивую девочку, продающую цветы. Столько доброты и мягкости было в ее облике, такое достоинство ощущалось в грациозном поклоне с которым она предлагала прохожим букеты фиалок и роз, что Мурильо невольно замедлил шаг. Вылинявшее платье девочки выдавало крайнюю бедность. Художник вырос в квартале бедняков, знал, что такое нужда и сиротство. Родители рано умерли от чумы, и подростком он зарабатывал на жизнь не только для себя, но и для маленькой сестры. С тех пор прошло много лет. Мурильо стал признанным живописцем. Но никогда не забывал своего горького детства.

Мурильо часто пишет сценки, которые он наблюдает в окрестностях города. На его картинах обаятельные веселые сорванцы считают мелкую монету – наконец-то удалось заработать; едят в тени деревьев случайно раздобытый кусок дыни, виноград, груши. Он не скрывает их лохмотьев, , не приукрашивает лиц. Художник любит их такими, какие они есть.

Не раз писал он и маленьких продавщиц цветов и фруктов как действующих лиц различных сцен.

«Девочка с фруктами» одна из таких работ. В картине преобладают сдержанные, неяркие тона: коричневые, серые, рыжие…Здесь нет светозарности красок, ни их серебристого свечения, которых живописец добивался, когда изображал сцены священного писания. Но не в правилах Мурильо подменять жизненную правду ложной красивостью. И в небогатой разнообразием цветовой гамме блистательно достигал благородных гармоничных сочетаний.

Бартоломе Эстеван Мурильо - Девочка - продавщица фруктов
Бартоломе Эстеван Мурильо, "Девочка - продавщица фруктов" (1650-е гг.)

Девочка приветливо улыбается нам из 17 века. Ее нельзя назвать красавицей. Но столько обаяния в ее улыбке, так чистосердечен взгляд, что и сейчас отдаем должное светлому чувству художника, его человечности.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
5,00 из 5 (1)
21 июня 2012