Декоративно-прикладное искусство

Художественная страсть к балетному искусству в произведениях Эдгара Дега

Дега же видит всё: натруженные ноги танцовщиц, поплывший грим, усталые лица. Но он не подчёркивает этого, он восхищается своими натурщицами, он их боготворит.

Эдгар Дега родился в Париже 19 июля 1834 года. Окончил школу с успехом, но не блестяще. И хотя в этом возрасте он живо интересовался латынью, интерес к живописи победил всё. В 1854 году Дега начинает серьёзно брать уроки живописи. Его произведения полны живописных фигур, но лучше всего ему удаются балерины. «Меня называют живописцем танцовщиц» — писал Дега. Многие его произведения живо воспроизводят в манере импрессионизма красоту танца.

Обратимся непосредственно к живописи мастера. Чтобы увидеть балетные па ушедшей от нас эпохи достаточно обратиться к великим произведениям Эдгара Дега. Взгляните на знаменитую «Репетицию» (1874–1877) и почувствуйте, как она документально передаёт жизнь театра, помогая зрителю из-за кулис взглянуть на тяжёлый труд, рождающий лёгкость восприятия балета. Эту же тему затрагивает и рисунок Дега «Балерина, завязывающая туфлю» (ок.1880). Используя другую технику живописи, мастер заготавливает предварительный набросок — основу будущих работ.

Продолжение этого великолепного ряда можно увидеть и в его работе «Танцевальный класс» (1875–1876). Художник на своём полотне не пытается приукрасить звёзд балета и показать их лишь в момент поклона, как делали до него другие живописцы. Он не скрывает тяжёлого труда. Этого не хочет видеть обыватель, он купил билеты в Большой театр и хочет лицезреть блеск, лёгкость и ни капли пота.

Его балетные сценки, не напоминают мир сегодняшних звёзд, блестящих голливудскими улыбками. Звёзды мастера дышат жизнью, парят и замирают, исполняя сложнейшие в своё время элементы.

Один из таких элементов стал названием произведения великого импрессиониста. Взгляните на его «Арабеск» (не датирована). Как летит его модель, наверное, взглянув на неё, захочется увидеть, а могут ли выполнять такие арабески современные балерины. Нет ничего проще. Найдите время, купите билеты в Большой театр, посмотрите балет из его репертуара и сравните. Но это на любителя. Кому-то нравится живопись, кому-то балет, а кто-то поклонник оперных арий. Главное, благодаря великому искусству, все мы можем лечить истосковавшуюся по прекрасному душу.