Новые сюжеты дала палешанам Великая Отечественная война. Ее отзвуки слышались в искусстве Палеха и в послевоенные годы.

Каждый художник шел к решению военной темы своим путем, обращаясь к символическим образам, достигая высот художественного обобщения, или же изображая конкретные события.

Своеобразное развитие военной темы нашел Л. М. Куркин (р. 1916). В его «Тачанке» (1948) как бы совмещаются две эпохи: гражданская война — в образе легендарной тачанки и недавние битвы, через которые прошел ее автор.

Художник воспользовался найденным Голиковым образом тройки, изображая летящую па полном ходу тачанку. Но в беге этих коней нет голиковской звонкой и веселой праздничности; отчаянный порыв, крайняя напряженность чудятся в мелькании копыт, в крутых изгибах шей.

Стремительное движение развертывается по диагонали из глубины заднего плана. Низко пригнувшиеся фигуры красноармейцев, резкие вспышки алого пламени усиливают драматизм момента.

Но в миниатюре реальная действительность переплетается со сказочностью.

Мы искренне верим, что тачанка промчится сквозь огонь и взрывы невредимой, потому что в нее впряжены волшебные палехские кони.

Работа Куркина отмечена чертами, свойственными искусству конца 40-х — начала 50-х годов. В это время художники порой забывали об условности, орнаментальности миниатюры, ее особой поэтичности. Стремясь внести убедительность, жизненность в свои произведения, мастера подчас увлекались подражанием станковой живописи. В «Тачанке» изображенные с излишним правдоподобием детали (обгоревшее дерево, отвалившееся колесо, густые клубы черно-серого дыма) придают композиции налет «картинности».

Своеобразный художественный язык палехского искусства утрачивает некоторые свои особенности. Рядом с тонким лоссировочным письмом слоями появляются густые слои краски, наложенной корпусно. Цвет теряет свою яркость, местами становится тусклым и невыразительным.

Галерея — палех


Сюжеты Великой Отечественной войны в искусстве Палеха


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
(Еще не оценили)
17 июля 2011