Воля художника заставляет природу расцветать диковинными цветами, строит невиданные замки, наделяет высшими достоинствами изображаемых героев.
Обо всем увиденном в миниатюре хочется говорить языком сказок: «девица-краса», «конь-огонь», «диво-дивное»…
Глубока и неразрывна связь палехской миниатюры с фольклором — и не только в темах. Она заложена в поэтичности образов, в плавном течении линий и ритмов рисунка, в постоянном ощущении праздничности. Художник может дать своему герою меткую характеристику, как в веселой народной сказке, а может наделить его былинной величавостью, песенной лиричностью.
Новое искусство палешан, их поиски и находки в это время как бы сконцентрировались в творчестве заслуженного деятеля искусств РСФСР И. И. Голикова (1886-1937). Он был вождем Палеха, выразившим в своих произведениях «вихрь, который сметает старое». Его «битвы», «охоты», «тройки» пронизаны страстностью.
В них полыхает насыщенный красный цвет, струятся упругие линии, вызывая ощущение стремительного движения, вихря.
В ритме сказочно-узорчатых линий, очерчивающих контуры фигур, чудится неистовая мелодия танца. Ей вторят гибкие ветви деревьев. Наряды девушек переливаются мягкими тонами красок. Особенно тепло светятся желтовато-палевый и приглушенный красный цвет. Легкая вибрация цветовых пятен усилена мерцанием золотого и серебряного узоров на тканях одежд.