Слово "Палех" знакомо всем. Название села в Ивановской области стало синонимом удивительного искусства многокрасочной живописи но черному фону папье-маше.
Сказочной феерией запоминаются зрителям огненные тройки, несущие ездоков среди морозных вихрей, жницы в окружении тяжелых золотых колосьев, герои пушкинских стихов и персонажи народных сказок. Краски произведений под прозрачным слоем лака полыхают и светятся, вспыхивают и перетекают друг в друга, линии рисунка прихотливо вьются или струятся плавно. Затейливый золотой узор дополняет изображение.
Как же возникло в Палехе замечательное искусство лаковой миниатюры?
Стиль Палеха сложился под влиянием московской и ярославской школ древнерусской живописи. В XVII-XIX веках жители этого большого села занимались изготовлением икон. Делали их в свободное от полевых работ время. Некоторые мастера небольшую икону писали целый год. Они уделяли особое внимание отделке изображений и тщательно выписывали детали.
Работа над дорогими «многодельными» иконами воспитала у мастеров понимание многофигурных композиций. Благодаря стройности и изяществу удлиненных фигур, орнаментальной изысканности рисунка, иконы производили впечатление праздничности. Гамму росписи составляли ярко-красные, бирюзовые, синие, зеленые, желтые краски, дополненные золотом легких узоров.
Уже в XVII веке палешане пытались раздвинуть рамки религиозной тематики, насыщая изображения множеством эпизодов, занимательными деталями, отражающими жизненные наблюдения.
Опыт поколений и отточенное мастерство иконописцев предопределили путь развития нового искусства, возникшего в Палехе в начале XX века. Первое и второе поколение мастеров вышли из иконописных мастерских. Следующие воспитывались уже не только на традиционных приемах письма, но я на опыте своих учителей.
К созданию лаковой миниатюры мастера пришли не сразу. Пути их поисков проходили через роспись деревянных солонок, матрешек, шкатулок и тарелок.