Очень давно, может быть даже с самой юности, не читал я я подлинно исторических романов. Романов, в которых к истории относятся с трепетом и любовью, стремясь воссоздать ушедшую эпоху, в которых автор ставить целью показать как оно было там, не заменяя истину своим видением. В то же время роман написан простым, но качественным языком, который ни разу не заставляет пожалеть о времени, потраченном на книгу.
Как не дает пожалеть об этом сюжет, развивающийся на всем протяжении 520 страниц в одном и том же ритме без затяжек, провисаний и т.д. И ведь сюжет не поражает какой-либо сложностью или запутанностью: обычная жизнь испанского купца середины XVI века, проходящая перед нами с самого рождения до трагического конца на костре святой инквизиции. Центральную часть в повествовании занимает постепенный отход героя от католицизма и переход в лютеранства. Многие персонажи ведут беседы друг с другом на теологические темы, при этом данное обстоятельство ничуть не ослабляет интерес развертыванию повествования. Хотя, конечно, мне, как человеку мало религиозному, сложно в полной мере понять потрясение героев, когда им открывается истина, что чистилища не существует.
Хотя проблема различия между религиями и свободы выбора заметна в романе, на мой взгляд, он о другом. У Павича в Пейзеже, нарисованном чаем есть притча об апостоле, который появился только после распятия, сказав, что пришел учиться не тому, как жить, а тому, как умирать. Так вот и Еретик о том как умирать. Как умирать, ни разу не уронив чувство собственного достоинства, находя опору в том, во что веришь. Веришь без фанатизма, без лихорадочного возбуждения, которое, как известно, заменяет слабым людям мужество. Веришь в свои убеждения и в необходимость не меняться, чтобы оставаться человеком. И тогда твои убеждения дадут тебе шанс даже на самом краю сохранять спокойствие.
Именно этопослание вынес оттуда я, хотя любой другой человек почерпнет из Еретика что-то свое, как и положено из хорошей литературы.
Источник информации: mosquites