Эту книгу еще давно советовала мне одна приятельница с довольно неплохим литературным вкусом. До этого я никогда не читала Виана. Перед тем, как начать, пробежала краткую биографическую справку и узнала, что роман был написал в 1946 году, что автор — француз.

Почему-то сразу сложилось впечатление, что книга будет о чем-то военном ( 46 год, что ли, навеял) и грустном с трогательным, но светлым концом (это, пожалуй, дань Франции — штампы, товарищи, штампы). А название всколыхнуло в памяти что-то, ассоциируемое мной с Ремарком, уж не знаю, почему. Вот с такими ожиданиями я начала читать «Пену дней».

Начала и буквально на первой странице споткнулась о следующую фразу: «Колен вооружился щипчиками для ногтей и косо подстриг края своих матовых век, чтобы придать взгляду таинственность. Ему часто приходилось это делать — веки быстро отрастали». Еще ничего не понимая, я стала читать дальше, постепенно увлекаясь этим странным и завораживающим стилем.

Сам автор в предисловии читателям пишет, что «на свете есть только две вещи, ради которых стоит жить: любовь к красивым девушкам, какова бы она ни была, да новоорлеанский джаз или Дюк Эллингтон. Всему остальному лучше было бы просто исчезнуть с лица земли, потому что все остальное — одно уродство. Именно это и явствует из нижеследующих страниц, где рассказанна самая что ни на есть доподлинная история, поскольку я сам сочинил ее от начала и до конца. Но при всем при этом она есть и проекция реальности, однако сдвинутая в иную плоскость, ухабистую и искривленную, и в ней возникает воспаленная атмосфера перекошенных жизненных обстоятельств». Это, пожалуй, самая точная характеристика романа.

В книге множество неожиданных и смешных моментов: гости на свадьбе в церкви пьют «святую газированную воду»; педантичный повар главного героя заявляет: «Не волнуйтесь, месье, я найду их и отматерю самым строгим образом»; на лекции, куда собралось множество народу, «каждые пятьдесят метров стояли тайные агенты, замаскированные под огнетушители»; французские деньги в романе называются «инфлянки» и т.д. Однако, несмотря на множество подобных «странностей» в тексте, сюжет традиционный, и во многих сценах узнаешь знакомые ситуации, такой будничный абсурд.

Позже я узнала, что этот роман — один из самых ярких примеров послевоенного французского литературного авангарда.

Самая необычная книга, прочитанная мной за последнее время.

Источник информации: pepilota1


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
(Еще не оценили)
16 апреля 2007