Все развивающийся процесс коммунистического строительства включает в себя не только создание новых материальных ценностей, неуклонное возрастание производства, научный и технический прогресс, но также и непременный идейно-эстетический рост народа, его культуры.

Успехи нашего народа в решении задач хозяйственного строительства во многом определяются высоким уровнем коммунистической сознательности, уровнем общенародной культуры, и необходимость дальнейшего идейно-эстетического воспитания народа продиктована самой жизнью.

Помня слова Ленина о том, что народ получил право на настоящее великое искусство, советские художники, как и вся интеллигенция, считают своим священным долгом трудиться для народа.

Художники Российской Федерации много творческих сил отдали первой выставке «Советская Россия», где у них хотели купить картину. Ее успех, положительная оценка зрителем убедительно свидетельствовали о подъеме творческой деятельности наших художников.

Решение Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР об организации в 1963 году второй выставки «Советская Россия» имеет большое значение для развития изобразительного искусства Российской Федерации.

Эта выставка будет еще более грандиозной, чем первая. Она намного расширит и укрепит качественно тот фонд произведений изобразительного искусства, который позволит нам еще шире развернуть работу по эстетическому воспитанию масс.

Новые обширные задачи ставит перед Союзом художников РСФСР решение сессии Верховного Совета Российской Федерации о состоянии культурной работы, картины и идейно-эстетического воспитания сельского населения. Это очень своевременное решение продиктовано тем, что до сих пор вся работа была сосредоточена в основном в крупных областных и краевых центрах, где она проводилась, в общем, на удовлетворительном уровне. В сельских же районах картина была иной.

Январский Пленум Центрального Комитета нашей партии, сосредоточив внимание на важнейших вопросах дальнейшего развития экономики и сельского хозяйства СССР, подчеркнув необходимость творческого отношения к вопросам хозяйственного руководства и определив в качестве главной задачи обеспечение такого уровня производства продукции сельского хозяйства, который опережал бы спрос населения, вместе с тем остановился и на перспективах культурного строительства на селе. В яркой речи Н. С. Хрущева подняты самые острые вопросы нашего современного развития и уделено значительное место задачам дальнейшего развертывания воспитательной работы в массах.

Вот почему в современных условиях дальнейший подъем культурной работы среди сельского населения приобретает особо важное значение.

В этой области деятельности одно из заметных мест принадлежит искусству, высшим призванием которого особенно теперь — в пору развернутого коммунистического строительства — является активная помощь партии в ее гигантской работе по коммунистическому воспитанию советских людей.

Художники Российской Федерации вместе с многочисленным отрядом советской интеллигенции должны активно участвовать в культурном обслуживании тружеников села, организовать систематические шефские выезды для проведения бесед, лекций, встреч художников с сельским населением.

Беседы, лекции по изобразительному искусству, рассказы о художниках и творческой работе над созданием произведений сопровождать показом выставок, репродукций, диафильмов и кинофильмов.

Отделениями Союза художников РСФСР осуществлялись и ранее мероприятия, способствующие оживлению работы по эстетическому воспитанию сельского населения.

Почти за три года своей работы, вплоть до Первого съезда художников, Оргкомитет Союза и его местные отделения широко использовали самые массовые и оперативные формы художественной пропаганды. Наиболее действенной из них, так же, как и наиболее традиционной, была выставочная деятельность. Художники Российской Федерации провели в общей сложности свыше 600 групповых, тематических, персональных и других художественных выставок, в том числе 32 передвижные, охватившие своими маршрутами более 80 городов и областей. Кроме того, много выставок было организовано Министерством культуры РСФСР, художественными учебными заведениями и музеями республики.

Это не только статистика. За цифрами видна большая работа художников, которые проводят лекции, беседы, встречи со зрителями, консультации, обсуждения и т. д. Эти формы пропаганды искусства выражают самую живую и непосредственную связь художников с народом, они наиболее полно и характерно проявляются в дни «Недели изобразительного искусства» — массового мероприятия большого политического и культурного значения. Только в дни «Недели» по Федерации можно было купить картину. Большая часть их размещалась в основном в сельских и заводских клубах, в библиотеках, магазинах, колхозах и совхозах, что несомненно способствовало наибольшей их доступности и посещаемости. В эти же дни было прочитано свыше 500 лекций по изобразительному искусству, столько же проведено экскурсий и состоялось около 600 встреч художников с трудящимися. Празднование «Недели» по Федерации проходило в 115 городах.

Важным звеном в коммунистическом воспитании масс стали рожденные нашей современностью народные университеты культуры. Движение за создание этих форм массовой пропаганды и эстетического воспитания стало поистине всенародным — они явились передовыми очагами культуры на селе. Рожденные всего три года назад, они быстро завоевали популярность, и сейчас в стране насчитывается 4500 университетов культуры, имеющих 1 200 слушателей. Только по РСФСР сегодня имеется 2200 университетов культуры. Цифры эти очень красноречивы. Размах стремления народа к освоению культурных ценностей можно сравнить только с гигантскими достижениями в области нашей экономики.

В 980 сельских университетах, действующих на территории Российской Федерации, работало свыше 1700 членов Союза художников РСФСР. Искусствоведы и мастера изобразительного искусства помогали составить программы, читали лекции, проводили беседы, встречи в мастерских и на выставках, семинары и обсуждения и т. д. Как правило, деканами факультетов изобразительного искусства являются художники. Следует особенно отметить большую работу, проделанную в этой области художниками Ленинграда, Краснодара, Астрахани, Свердловска, Архангельска, Москвы, Новосибирска, Казани и ряда других городов.

Практика участия в работе народных университетов, применяемая архангельскими художниками, заслуживает широкого распространения. Здесь не только читаются лекции, но и проводятся наглядно-показательные уроки, где слушатели непосредственно знакомятся с работой художников в мастерских или на натуре, проводятся самостоятельные занятия слушателей по искусствоведческому анализу произведений. Эта доходчивая форма учебы, конечно, не могла не вызвать самого живого интереса слушателей к изобразительному искусству.

Народные университеты культуры с каждым годом крепнут, число их непрерывно растет. И именно поэтому необходимо помочь им в устранении тех трудностей, которые существенно тормозят развитие новых форм массовой пропаганды и эстетического воспитания. Они испытывают недостаток лекторов, литературы по искусству и изо продукции. В ряде случаев от этого зависит дальнейшая судьба замечательных начинаний.

Всяческой поддержки заслуживает инициатива Свердловского отделения Союза художников РСФСР, которое совместно с Государственным Свердловским университетом решило организовать подготовку лекторов по изо искусству для народных университетов. Созданы вечернее и заочное отделения при университете, которые готовят 50 искусствоведов-общественников. В ряде других мест Архангельске, Ленинграде, Краснодаре — подготовка лекторов осуществляется путем проведения семинаров. Так, в Горьковском народном университете занятия по изо искусству ведут преподаватели музыкальных школ, работники музеев, предварительно прошедшие семинарские занятия, которые вели художники и искусствоведы.

Интересы эстетического воспитания народа требуют решительного усиления борьбы с проникновением в быт трудящихся низкопробной, пошлой, базарной продукции. Хорошую инициативу в этом отношении проявили художники Новосибирска, организующие беседы о художественном вкусе в рабочих общежитиях и клубах, где на конкретных предметах, собранных в общежитиях, строились интересные и полезные обсуждения. Комсомольские бригады вместе с художниками побывали на базарах, рынках, в торговых организациях и свои выводы представили Исполкому Обл. совета депутатов трудящихся. Принято решение о развертывании активной борьбы с халтурой и изъятии из продажи пошлой, антихудожественной продукции. Аналогичные решения приняты в Омске, Барнауле, Свердловске, Кирове и ряде других городов.

Поиски путей создания искусства, близкого, понятного и нужного народу, искусства, которое могло бы проникать в быт широчайших народных масс, имеют сейчас решающее значение. Вытеснить базарную продукцию, все еще находящую спрос у населения, могут лишь подлинно художественные произведения, выпускаемые массовым тиражом и доступные по цене.

Главной задачей в этой области является не только увеличение выпуска массовой продукции высокого художественного качества, расширение ассортимента и снижение цен, но и создание таких произведений, которые отвечали бы все возрастающим требованиям народа.

Вдохновленные отеческим вниманием и заботой Коммунистической партии, сознающие, свою высокую ответственность перед народом художники Российской Федерации считают сегодня первейшим патриотическим долгом глубокое отражение в своем творчестве героического труда наших людей, беззаветно отдающих свои силы делу строительства коммунизма. Именно на этом пути советское изобразительное искусство может достичь новых значительных успехов.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
(Еще не оценили)
13 января 2012