В Гжели, центре русской художественной керамики, были сформированы свои узнаваемые традиции в формообразовании и росписи. Для производства изделий использовались практически все керамические материалы: майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор, апока и т. д.
Ассортимент был достаточно широк: мелкая пластика, кумганы и квасники, кувшины, изразцы, иконостасы и многое другое. Изделия гжельских заводов отличались от других кустарных производств художественными достоинствами, своей непосредственностью, выразительностью, уникальностью. Особенно это относится к гончарным изделиям из майолики и полуфаянса. На промыслах ремесло передавалось из поколения в поколение. Ремесленно-практическая деятельность в обучении позволяет оттачивать исполнительское мастерство, формировать необходимые знания и навыки.
Искусство керамики универсально, оно позволяет создавать уникальные утилитарные, декоративные изделия, решать пластические задачи в скульптуре, монументальные декоративные задачи в архитектуре. Во второй половине XX и начале XXI вв. наряду с традиционными направлениями в художественной керамике получила развитие авторская керамика, которая автономно развивалась в разных странах мира.
Об этом пишут в своих публикациях Л. Г. Крамаренко, В. А. Малолетков, Р. Р. Мусина и др. В ней нашли отражение художественные процессы того времени. Художники наполняли свои произведения из шамота и майолики идейным и философским содержанием. Ведущими центрами авторской керамики этого периода стали Москва, Петербург и республики Прибалтики. Скульптуры в мелкой и крупной пластике были посвещены бытовым образам, наполненным ироничными и аллегорическими сюжетами. Анималистические фигурки отличались реалистичностью и нестандартностью.
В 90-е гг. XX в. В работах керамистов прослеживается абстрактное направление: не фигуративные пластические решения, геометрические и орнаментально геометрические мотивы. На развитие этого направления оказало влияние искусство русского авангарда 20-х гг. XX в.
Существует индивидуальный поиск, стремление к самовыражению и в современной керамике XXI в. На сегодняшний день стоит задача сохранения накопленной веками художественной культуры.
Деликатное отношение к традициям искусства керамики, пластические возможности глины, методологические основы профессионального обучения дадут свои положительные результаты в формировании творческой школы страны.