Дерево - самый универсальный природный материал, который человек начал обрабатывать с давних времен.
Русские мастера всесторонне применяли древесину в быту и хозяйстве. Обходились только ножом, топором и некоторыми дополнительными инструментами для изготовления жилья, ветряных мельниц, орудий труда, посуды, мебели, детских игрушек и многого другого. В конце прошлого века на всемирной выставке в Париже русские умельцы срубили бревенчатую избу. Четкость пропорций, простодушие и мудрость строительных решений – все это сразило посетителей выставки. Вся изба была из дерева, благодаря находчивости мастеров, срубили избу без единого металлического крепления. «Хорошая вязка крепче любых гвоздей», — убедительно говорили зодчие. В обыденной жизни крестьяне рубили дома, либо сами или звали соседей. И завершив кровельные работы, праздновали всей деревней. Было много и профессиональных плотников, которые целыми артелями кочевали, по миру и выполняли работу по дереву.
Можно представить, что вы входите в добротную деревенскую избу прошлого столетия. Практически все, что там есть сделано из дерева. С трудом понимаешь, что все сделано без специального инструмента, настолько искусно владели люди топором. Стены гладко вытесаны, потолок, окна, стол и скамьи. Во всех домах были прялки, ткацкие станки ведь они тоже были из дерева. Весной с берез снимали берестяные ленты, из которых плели лапти, кузовки, корзины для грибов. Из гибких корней и ивовой лозы плели корзины, формы для выпечки, хлебницы, мебель. В дни праздничные не обходилось без деревянных музыкальных инструментов – свирелей, балалаек и скрипок. Из дерева умудрялись делать самые неожиданные предметы. К примеру делали хитрые и весьма надежные замки или колокольчики, подвешивали корове на шею, которые издавали ненавязчивый мягкий звон.
С помощью дерева ограждали дома от диких зверей, сплетенные заборы с воротами были очень надежны. Плетением украшали стены домов придавая им и без того колоритный вид. Все дома отличались своей индивидуальностью.
Большинство изделий из дерева в старину имели практическое назначение, но в то же время в каждый предмет мастер вносил крупицу красоты. Основное внимание уделялось пропорциям, форме и красоте материала. Любой предмет в руках умельца превращался в произведение декоративно-прикладного искусства.