Начиная с 1956 года в Риге ежегодно устраиваются выставки произведений молодых художников. Это уже стало традицией. И почти каждая выставка выявляет новые таланты, знакомит с творческими поисками художественной молодежи.
В нашей стране и за рубежом широко известны работы Э. Илтнера, Б. Берзиня, Р. Валнере, О. Скулме, П. Зариня, Л. Мурниека, В. Озола, У. Земзариса и других латышских живописцев, которые были первыми участниками и организаторами выставок молодых художников. Выставки молодых вызывали споры и даже яростные возражения некоторой части критики и зрителей.
Это было время, когда в советском искусстве утверждался так называемый «суровый стиль», получивший в творчестве латышских молодых художников яркое выражение и сыгравший положительную роль в развитии всей латышской советской живописи.
Р. Музис. В дальний рейс (Смена). 1973
Г. Лиепиня. Свадьба в рыболовецком колхозе в Салацгриве. 1973
Я. Анманис. Начало. 1973 Средняя часть триптиха «Начало».
Л. Бумане. Натюрморт с рыбой. 1970
Я. Земитис. Гроза миновала. 1969
А. Лутере. За окном весна. 1974
Э. Грубе. Воскресенье, Часть диптиха. 1973
А. Клявиныш. Композитор И. Калныньш. 1973
М. Табака. А. М. Коллонтай в Мексике в 1925 году. 1973
Э. Калнениекс. Натюрморт, 1973
И. Зиемеле. Молодые матери. 1972
Я. Анманис. Ветреный день в Латгалии, 1972. Дерево, масло
Сегодня это история нашего искусства. Молодые художники пятидесятых годов стали зрелыми мастерами, преодолели узость «сурового стиля» и лучшими своими произведениями во многом определяют пути развития латышской живописи.
Что же нового в своих полотнах открывают молодые живописцы семидесятых годов, как они понимают жизнь, какие традиции претворяют в своем искусстве?
Конечно, этот небольшой подбор картин молодых живописцев Советской Латвии никоим образом не отражает все явления, происходящие в нашей живописи. Стремление найти новые формы выражения, свои слова для раскрытия чувств и мыслей современников сближает это поколение с латышскими художниками пятидесятых годов. Но время другое, и идейные и художественные задачи — другие. Молодые живописцы это прекрасно понимают.
Почти все произведения, вошедшие в комплект открыток, экспонировались на выставке произведений художников Советской Прибалтики в Москве осенью 1973 года и получили общественную оценку. Авторы этих работ — участники многих экспозиций в республике.
Это М. Табака, которая работает над большими тематическими композициями, решая серьезные общественные темы. Ее картина «Л. М. Коллонтай в Мексике в 1925 году» получила общественное признание. Широко известна также работа Я. Земитиса «Гроза миновала», повествующая о В. И. Ленине и о его тесных связях с латышскими красными стрелками.
Многие из молодых живописцев обращаются к трудам и делам своих современников. Ярко и красочно Г. Лнепиня рассказывает о свадьбе в рыболовецком колхозе в Салацгриве. В картине много бытовых деталей, много движения, но при этом сохранена цельность пластического и живописного решения. Некоторые молодые художники современную тему стремятся решить символически. Например, в работах Э. Грубе «Воскресенье», И. Зиемеле «Молодые матери» художники раскрывают замысел в подтексте картины, стремятся явления жизни трактовать при помощи многопланового звучания реалистически написанных фигур и предметов. В известной мере это относится и к работам Н. Даркевич «Лето» и Р. Музиса «В дальний рейс».
Я. Анманис своей работой «Ветреный день в Латгалии» представляет молодых латышских пейзажистов. Он обладает большой творческой фантазией и даже в простых сюжетах передает своеобразную прелесть природы. Аскетично, но предельно выразительно пишет И. Калнениекс («Натюрморт»). Картина Л. Бумане «Натюрморт с рыбой» полна радости бытия, насыщена экспрессией цвета. А. Клявпнып. одаренный и многогранный живописец, в этом комплекте представлен портретом композитора И. Калнынына.
Здесь представлена небольшая часть молодых живописцев Латвии. Их путь в искусстве нелегок — в своем творчестве они стремятся отразить сложные и многообразные процессы развития нашей жизни и искусства. Работы молодых живописцев позволяют с уверенностью утверждать, что мы обогатились новыми талантами, что молодежь серьезно относится к своей профессии и к своему призванию художника.
Г. Иванова