Праздничностью, яркостью образов отличаются произведения на темы волшебных народных сказок, литературных произведений.
Художники создали свою пушкиниану — множество произведений, вдохновленных мотивами поэм и сказок великого поэта. Палешане не просто любят поэзию Пушкина, но и понимают музыкальность, ритмичность его стихов, стремятся воплотить их в красках и линиях миниатюр, сделать зримыми знаменитые образы.
Ларец «Сказки Пушкина»
Ларец «Сказки Пушкина» (1949) заслуженный художник РСФСР А. В. Борунов (р. 1920) украшает миниатюрами на темы четырех сказок и вступления к поэме «Руслан и Людмила». Изображенная художником форма старинного русского ларца-теремка с четырехскатной крышкой подсказала характер живописного оформления. Это поистине драгоценный ларец сказок: кажется, если откинуть крышку, то и изнутри польются сказочные речи.
На крышке изображены герои пролога «У лукоморья дуб золеный»: страшный леший в просвете призрачно-зеленой пещеры, лохматая баба-яга, могучие витязи, выходящие из моря. Но главное действующее лицо — сам поэт.
Под раскидистым дубом сидит в мечтательной позе А. С. Пушкин. Художник передает портретные черты, и в то же время создает образ условный, сказочный. Об этом говорят романтические одежды, фантастическое окружение. Герои пролога как бы появляются из глубины черного фона, будто витают в воображении поэта.
В ларце Борунова орнамент покрывает закругленные скаты крышки сетью тончайших вьющихся линий. Он органично вплетается в сюжетную роспись и обрамляет изображения золотого петушка, золотой рыбки, бочки в волнах, хрустального гроба мертвой царевны. Скаты представляют своеобразные орнаментальные заставки к живописному «тексту» сказок на стенках ларца.
Художник не старается показать развитие сюжета. Избирая одну линию повествования, в росписи стенки ларца на тему «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Борунов рассказывает историю царевны и королевича Елисея.
Избегая драматически напряженных сцен, художник ведет рассказ плавно, неторопливо, особо отмечая лирические эпизоды. Так, в одном из эпизодов он образно передает обращение королевича за помощью к природе — к цветку, растущему па горе, в которой лежит хрустальный гроб.
Борунов придает в миниатюрах большое значение пейзажу. Живое чувство природы, сочетаясь с тонким пониманием духа сказки, помогает художнику создать образ могучего дуба — центра волшебного мира Лукоморья и раскидистой ели в «Сказке о царе Салтане». Художник видит в каждом дереве, цветке сказочный образ, выявляет в них особое поэтическое содержание.
Палешане отражают в своих работах мир русских былин, народных песен и легенд. Нередко обращаются художники к различным литературным произведениям: прозе Гоголя («Чичиков у Манилова» В. М. Салабаиова, «Птица-тройка» А. А. Котухиной), к сказам Бажова («Каменный цветок» Т. И. Зубковой) и др.
«Птица-тройка»
Образ гоголевской птицы-тройки запечатлен в миниатюре народным художником РСФСР, лауреатом Государственной премии А. А. Котухиной (р. 1915). Уже в самом литературном источнике тройка стала символом русской удали, раздолья, неукротимого бурного движения.
Котухина придает образу приподнятость. Тройка кажется видением, внезапно возникшим в красновато-золотистых облаках.
Основной прием, который использует художница, — тонкий золотой штрих, гибкая линия. Упругий налитой контур обрисовывает силуэты мощных коней; золотом штрихов струятся их гривы. Мерцание завитков создает ореол вокруг скачущей тройки. Кайма орнамента, бегущая по краю шкатулки, вторит захватывающему движению коней.
Динамичность композиции, виртуозный рисунок, сочетающий узорчатость мельчайших штрихов и гибкость сочных линий, делают эту работу Котухиной близкой произведениям И. И. Голикова.
В 1930 году писатель Е. Ф. Вихрев, большой друг мастеров Палеха, писал: «… в числе третьего поколения палешан есть две девочки. За триста лет существования иконописного и художественного Палеха это первый случай обучения палешанок живописи». Одной из них была А. Л. Котухина, другой — Т. И. Зубкова, мастер лирических композиций.
«Снегурочка»
Художница но оставляет в стороне и литературные сюжеты. «Снегурочка» А. Н. Островского — чистая и поэтичная сказка — увлекает ее по только драматической завязкой сюжета, но и богатством эмоциональных оттенков.
На сторонах и крышке вытянутой коробочки она располагает миниатюры, представляющие различные эпизоды сказки. На передней стенке шкатулки в изображении совмещаются две сцены, резко различные по настроению. В одной части девушки кружатся в хороводе на фоне богатых хором, украшенных башнями. С другой стороны виднеется ветхая избушка Бобыля, перед которой располагаются главные действующие лица. Беспечному девичьему танцу противопоставлена трагическая сцена объяснения Мизгиря и Купавы. Главных персонажей сказки можно отыскать безошибочно. Их выразительные позы и жесты точно раскрывают содержание эпизода.
В создании образов большую роль играет цвет. Безучастная ко всему Снегурочка отрешенно сидит за прялкой, ос холодность подчеркнута ледяной голубизной одежды. «Торговый гость» Мизгирь наряжен в богатый малиновый плащ, а легкую рубаху Леля как будто само солнце окрасило в теплые желтовато-розовые тона.
Краски у Зубковой удивительно щедрые и яркие, миниатюры переливаются множеством оттенков. Алые, голубые, оранжевые, палевые пятна одежд на фоне сочной зелени усилены контрастным звучанием черного фона.
Праздничный колорит помогает создать атмосферу народного торжества- встречи светлого Ярилы.
Галерея — палех
2 комментария на “Сюжеты сказок и былин в искусстве Палеха”
Комментарии закрыты.
лада
17.07.2011 в 8:55 дп
Уменя дома есть настоящая Палехская шкатулка! Теперь я стала чуточку больше знать о семейном достоянии…
тая
17.07.2011 в 8:55 дп
ага клас