В самом центре Московского Кремля, на Соборной площади, находится древнейший памятник гражданской архитектуры Москвы — Грановитая палата.
Она была воздвигнута в 1487—1491 годах в качестве главного тронного зала великокняжеского дворца и предназначалась для особо важных официальных церемоний.
В ней поставляли на царство наследников русского престола, праздновали военные победы, устраивали царские свадьбы и посольские приемы.
Грановитая палата входила в сложный комплекс построек каменного великокняжеского дворца. Ее построили итальянские зодчие Марко и Пьетро Антонио Соляри. Архитектура палаты отличается монументальностью и ясностью пропорций. Ее строгий кубический объем открыт с трех сторон.
С четвертой, западной, стороны она примыкала к древним постройкам, на месте которых теперь находится Большой Кремлевский дворец.
Палата имеет два этажа. Нижний, цокольный, не сообщается с верхним. В нем, по старым свидетельствам, были расположены печи. Верхний этаж представляет собою огромный квадратный в плане зал площадью в четыреста девяносто пять квадратных метров, а его высота равняется девяти метрам. Он перекрыт системой из четырех крестовых сводов, опирающихся на один общий столб, расположенный в центре зала.
Палата выстроена из кирпича и облицована белым камнем. По главному, восточному, фасаду камни обтесаны на четыре грани. Видимо, отсюда идет и название палаты— «Грановитая».
Ныне посетитель Грановитой палаты попадает в нее из внутренних помещений Большого Кремлевского дворца, а в древности парадный вход в палату находился со стороны Соборной площади. Три нарядные лестницы вели на особый помост, так называемое Красное крыльцо.
С его торцевой стороны, через портал, открывался вход в Святые сени, служившие преддверием Грановитой палаты.
Их название связано с композициями на сюжеты из Священного писания, которые украшали сени. Лестницы и Красное крыльцо не сохранились, Святые сени были перестроены и заново декорированы в середине XIX века.
Единственный вход, ведущий из Святых сеней в Грановитую палату, сохранил с внутренней стороны древний резной портал. Рельефами украшен и центральный столб, декор которого реконструирован в наше время.
Внутри Грановитая палата покрыта росписями. Первые фрески, исполненные в конце XVI столетия при царе Федоре Ивановиче, просуществовали до второй половины XVII века. В 1672 году знаменитый иконописец Симон Ушаков, возобновивший росписи, составил подробное их описание с указанием сюжетов точного их расположения.
Эти фрески до нас не дошли. Существующая ныне живопись была создана в 1882 году палехскими мастерами во главе с Белоусовыми — отцом и двумя сыновьями.
В своей работе они руководствовались описанием Симона Ушакова. Нарядные и торжественные, хотя и стилизованные, росписи воссоздают атмосферу парадного средневекового зала.
Сюжеты для росписей художники черпали из Библии и русской истории. Выбор тем определялся стремлением выразить идею разумной гармонии мироздания и возвысить значение Русского государства и его правителей. Грановитая палата находится под постоянным наблюдением реставраторов.
И. Рощина