В летописи героических подвигов советского народа в годы Великой Отечественной войны Севастополю отведено одно из самых почетных мест. Беспримерная мужество и героизм советских воинов, освобождавших город от фашистских захватчиков в памятные дни мая 1944 года, — одна из самых ярких страниц истории нашей Родины.

Подвиг советских воинов — освободителей Севастополя нашел свое художественное воплощение в диораме «Штурм Сапун — горы 7 мая 1944 года» — уникальном произведении советского батальной живописи.

На основе глубоких исследований архивных данных, изучение хода боевых действий во всех деталях и подробностях художники создали замечательный памятник советским воинам.

В процессе работы художникам помогал военный консультант диорамы Герой Советского Союза капитан I ранга Г. В. Тернавский.

Величественно возвышается над бухтами белокаменный Севастополь — город-герой, боевой часовой советского Черноморья.

Сколько ярких страниц в истории нашей Родины, немеркнущих революционных подвигов, примеров воинской доблести и патриотизма связано с ним!

Ярким примером неиссякаемой мощи русского народа вошел в историю подвиг защитников Севастополя в Крымской войне 1853-1856 гг.

Невиданное мужество, отвагу и стойкость обнаружили советские воины во время героической обороны Севастополя и его освобождения от немецко-фашистских захватчиков.

Памятник советским воинам на Сапун-горе.
Памятник советским воинам на Сапун-горе.

Бессмертная боевая слава города увековечена в многочисленных памятниках. Здесь содержится известная всему миру панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» — уникальное произведение батальной живописи.

На расстоянии шести километрах к востоку от Севастополя, на вершине Сапун-горы, рядом с величественным памятником Славы возвышается строгое полукруглая сооружение. Здесь размещена самая большая в мире диорама — «Штурм Сапун — горы 7 мая 1944 года». Этот выдающийся произведение современной батальной живописи по праву можно назвать памятником ратному подвигу советских воинов, освободивших Севастополь от гитлеровских захватчиков.

Здание диорамы - «Штурм Сапун - горы 7 мая 1944 года»
Здание диорамы — «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»

Диорама — особая разновидность изобразительного искусства. Она позволяет раскрыть сложные жанровые темы, широко показать место действия. Состоит диорама из двух элементов: живописного полотна и предметного плана.

Живописное полотно — основной элемент диорамы — расположено полукругом впереди смотровой площадки. Между живописным полотном и смотровой площадкой установлен предметный план, составляющий с живописным полотном одно целое. Это создает иллюзию глубины пространства, усиливает ощущение реальности, достоверности изображенных событий.

Все известные ранее диорамы, такие как «Альпийский поход Суворова», «Полтавская битва», «Бой на Одерском плацдарме», «Форсирование Днепра войсками Советской Армии», «Волочаевский бой» и другие, — сравнительно небольшие по размеру. В них фигуры людей и предметы изображены меньше их натуральную величину, и это приводит к определенной условности изображения.

В диораме «Штурм Сапун -горы» впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах. А предметы натурного плана — это остатки подлинных оборонительных сооружений, оружие и снаряжение противника. Впервые стройная композиция одной картины охватывает оперативный масштаб совместных действий наступающих советских армий, авиации и флота.

В диораме воссоздана достоверные события. Много интересных и ценных подробностей рассказали создателям диорамы непосредственные участники штурма.

Развернув одновременно наступление с севера от Перекопа и с востока от Керчи, советские войска гнали гитлеровцев вон из крымской земли. Противник что бы то ни было пытался удержать Крым в своих руках. Семнадцатого немецкая армия и румынские дивизии, расположенные в Крыму, отступая, закрепились в районе Севастополя.

Под Севастополем наши войска, подойдя к основному оборонительному рубежу противника, подготовились к решающему штурму.

В полосе наступления, на направлении главного удара, возвышалась Сапун-гора. Крутой восточный склон, отвесные скалы до трех и более метров были не только естественной преградой. Они давали противнику возможность создать несколько ярусов оборонительных сооружений, опорных и огневых узлов. К началу мая 1944 здесь было уже четыре линии траншей, расположенных от подножия до гребня вдоль всего склона в системе мощных долговременных укреплений.

Кроме густой сети траншей и проволочных заграждений, на склоне Сапун-горы было много железобетонных укрытий и блиндажей. Долина у подножия горы превратилась в минное поле.

Утром 7 мая 1944 войска пятьдесят первой и Приморской армий начали общий штурм укрепленных горных позиций врага. Они перешли в наступление одновременно на всем 15-километровом участке фронта — от морского побережья под Балаклавой к восточному склону Сахарная Головка.

Наиболее напряженные бои развернулись при действиях на склоне Сапун-горы, а также на склонах высот Безымянной и Горной севернее Балаклавы. Враг оказывал упорное сопротивление.

Но неудержимым был общий наступательный порыв наших пехотинцев и артиллеристов, моряков и летчиков, танкистов и саперов. Сквозь огненный шквал пробивались наши части к вершине горы. Ценой своей жизни, своей крови бойцы отвоевывали укрепления за укреплением. Каждый шаг солдата, который шел на штурм, был подвигом.

После взятия Сапун-горы и высот, которые шли вдоль побережья к северу от Балаклавы, путь на Севастополь с востока и юго-востока был открыт. 9 мая Севастополь праздновал освобождение от фашистских орд. Завершился полный разгром вражеских войск в Крыму. Залпами из 324 орудий салютовала Москва в честь доблестных освободителей Севастополя.

В 1958 году заслуженный деятель искусств РСФСР П. Т. Мальцев написал большое батальное полотно «Штурм Сапун -горы». Оно получило высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Советских Вооруженных Сил.

Позже художник создал одну из крупнейших современных диорам — «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», в которой искусно решил тему победного наступления под Севастополем. Вместе с П. Т. Мальцевым работали также художники Г. Марченко и М. Присекин. По проекту архитектора В. Петропавловского было построено помещение диорамы и выполнено техническое оборудование.

Диорама - «Штурм Сапун - горы 7 мая 1944 года»

Скачать диораму «Штурм Сапун — горы 7 мая 1944 года» (10мб, 7133х1500)

Под прикрытием плотного огня артиллерии и штурмовой авиации атакуют врага на горных укреплениях под Севастополем войска генералов Я. Крейзера и К. Мельника. Впереди штурмовые группы выбивают гитлеровцев из блиндажей и дотов.

Долиной мчатся на врага наши танки и пехота. Торпедные катера и морская авиация атакуют вражеские корабли. На склоне Сапун-горы разгорались ожесточенные рукопашные бои за каждый опорный узел мощных укреплений вражеской обороны.

Перед гребнем Сапун-горы заалели штурмовые знамена частей, которыми командовали полковники А. Родионов и М. Закуренков.

У гребня Сапун-горы и высоты Карагач враг тщетно пытается контратаковать. Войска генералов П. Кошевого и С. Рождественского сломили сопротивление гитлеровцев и овладели Сапун-горой, центральной ключевой позицией на пути к Севастополю.

На холсте длиной 25 метров и высотой 5,5 метра воспроизведен момент наибольшего боевого напряжения при прорыве войсками пятьдесят первой и Приморской армий основного оборонительного рубежа фашистских укреплений. Это было вечером 7 мая 1944.

По всей равнине к берегу моря под прикрытием сильного артиллерийского огня и бомбоштурмовых ударов в передней вражеский рубеж хлынул сквозь лес взрывов танковый поток. За танками атакует пехота. В воздухе разгорелись бои истребителей. Эскадрильи наших бомбардировщиков летят бомбить укрепления в глубине вражеской обороны. На море наши катера и морская авиация наносят сокрушительные удары по кораблям противника.

На переднем плане живописного полотна диорамы видно, как штурмовые группы и стрелочные подразделения с боем преодолевают вражеские укрепления перед гребнем Сапун-горы. Здесь воссоздана целый ряд достоверных эпизодов штурма. Зритель видит легендарных героев освобождения Севастополя, в образах которых художник стремился не только сохранить портретное сходство, но и передать состояние чрезвычайного психологического напряжения в эту решающую час битвы.

Слева видно комсорга батальона Федора Комиссарова, который ведет бойцов на штурм вражеской батареи. Он возглавил роту после гибели командира.

Ближе к зрителю расположена 45-миллиметровая противотанковая пушка, которая прямой наводкой бьет по амбразуре вражеского дота, замаскированного у гребня Сапун-горы. Эта пушка, втянута на руках воинов до вершины Сапун-горы, прошла с победными боями от берегов Волги до Севастополя. Командир ее, комсомолец Н. Галицын, несмотря на тяжелое ранение, остается на своем посту. Пушку приводит бывалый воин-таджик А. Санонов.

Кузьмы Москаленко за пулеметом
Кузьма Москаленко за пулеметом

Метким огнем из станкового пулемета поливает гитлеровцев отважный солдат Кузьма Москаленко. Молодой боец-комсомолец Петухов преподносит ему коробки с пулеметными лентами. Здесь же храбрый снайпер Н. Морятов берет на прицел фашистского офицера, который пытался поднять гитлеровцев в контратаку.

В первых рядах штурмовых групп поднималась на Сапун-гоpy медицинская сестра комсомолка Евгения Дерюгина. Под ураганным огнем она подавала первую помощь раненым. Художник сохранил портретное сходство медсестры Дерюгиной и одновременно сумел обобщить в этом образе типичные черты бесстрашных советских женщин.

Лейтенант М. Головня возглавляет атаку.
Лейтенант М. Головня возглавляет атаку.

На разрушенный артиллерией вражеский дот прорвались наши разведчики. Впереди с автоматом — командир разведроты лейтенант Михаил Головня. Рядом с пулеметом — бесстрашный разведчик Николай Гунько.

Отважный советский воин, гвардии рядовой Ашот Маркарян телом прикрыл от вражеской пули своего боевого командира.

Ашот Маркарян закрывает собою командира
Ашот Маркарян закрывает собою командира

Здесь воссоздана и бессмертный подвиг сапера старшего сержанта Федора Скорятина. Он подорвал проволоку и ценой своей жизни дал возможность нашим бойцам продвигаться вперед.

Гвардии рядовой Илья Поликахин
Гвардии рядовой Илья Поликахин

Вот с гранатой в руках атакует вражеский блиндаж гвардии рядовой Илья Поликахин. Тяжело раненный, воин не оставил поля битвы и одним из первых прорвался на вершину Сапун-горы. Он был вместе с теми, кто поднял советский флаг над освобожденным Севастополем. За мужество, проявленное в боях, Поликахин удостоен звания Героя Советского Союза.

На штурм...
На штурм…

Правее рядовой Иван Яцуненко подхватил знамя полка из рук смертельно раненого парторга роты старшего сержанта Евгения Смеловича. Под вражеским огнем пронес Яцуненко победный штурмовой флаг и одним из первых поднял его на гребне Сапун-горы, за что ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Подвиг рядового Ивана Яцуненко.
Подвиг рядового Ивана Яцуненко.

В первых рядах вместе с пехотинцами штурмуют врага моряки — отважные защитники Севастополя в 1941-1942 годах. Перед входом в блиндаж они смело вступают в рукопашный бой, расчищая путь нашим армейским частям.

В глубине полотна видно, как к амбразуре вражеского дота, расположенного на гребне высоты, где действуют наши огнеметчики, бросается лейтенант Дзигунський. Он закрыл телом амбразуру и помог своему взводу взять последний опорный пункт.

Ближе к зрителю старший лейтенант В. Жуков с пистолетом в руке ведет свою роту на штурм последних фашистских укреплений перед гребнем Сапун-горы. За мужество и отвагу, проявленные в этом бою, В. Жукову было присвоено звание Героя Советского Союза. Здесь же видно, как автоматчики из полка К. Яковлева дружным огнем и гранатами ликвидируют попытку врага контратаковать.

Диорама, созданная на научной исторической основе, представляет собой яркий пример умелого композиционного сочетания в динамическом сюжете многопланового красочного пейзажа и целой галереи типичных живописных образов. Это высокохудожественное произведение — достойный образец большого искусства панорамной живописи, близкого и понятного народу.

Восьмиметровую расстояние от полотна к обзорной площадки заполняет предметный план. Он усиливает впечатление реальности изображаемых событий. Здесь воссоздана каменистая поверхность склона Сапун-горы, перерытая снарядами и бомбовыми воронками, построенные в натуральную величину вражеские траншеи и ходы, остатки проволочных заграждений. На натурном плане отражены действительные эпизоды рукопашной схватки во вражеском блиндаже, показано, как сдаются в плен фашистские солдаты, захваченные в укрытии. В предметный план вмонтированы и хранятся, как священная реликвия камни с Сапун-горы, политые кровью советских воинов.

Диорама на Сапун — горе была открыта 4 ноября 1959. Народ высоко оценил новый выдающееся произведение живописи. За три года ее посетили около двух миллионов советских людей, многочисленные иностранные гости и туристы.

Автор диорамы П. Мальцев удостоен Большой Золотой медали Академии художеств СССР.

В монументальной диораме «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» увековечено подвиги наших славных воинов, а на белокаменном памятнике Славы, что возвышается на горе, высечены их имена. И каждый, кто приходит сюда, почтительно склоняет голову перед памятью о героях, которые в ожесточенном бою отстояли свободу и независимость нашей Родины.

Г. В. Тернавский


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
(Еще не оценили)
27 марта 2014