Россия — страна лесов. Здесь из дерева рубили и избы и богатые хоромы. Жарко пылающие в печи поленья и вставленная в светец лучина согревали и освещали избу.
Сани, розвальни, дровни, телеги — нехитрый транспорт, чёлны, ладьи, струги, ботики и другие речные суда — всё делали из дерева.
Самые древние русские письма — берестяные грамоты, писанные на кусках бересты, и самая привычная в прошлом крестьянская обувь — лапти, плетенные из внутренней части липовой коры — луба, деревянная мебель, посуда, хозяйственная утварь, детские игрушки — всё говорит о большой роли леса в жизни русского народа.
Богатое лесами Заволжье особенно славилось мастерами обработки дерева. Издавна из осины и липы здесь выделывали лёгкую и прочную посуду.
Дерево рубили и обтесывали топорами, распиливали на небольшие чурбаки-баклуши, теслом выдалбливали углублённые части предметов, а остальное доделывали ножом. У ложки, созданной ручными инструментами, часто не совсем правильная форма — на её поверхности можно увидеть горбинки, вмятины, ручка — гранёная. Всё это — следы работы резчика, каждая его ложка — единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую.
Посуду вытачивали и на токарном станке. Станок был ручным, водяным или приводился в движение лошадью. Современные токарные станки — электрические.
У посуды, сделанной на токарном станке, ровная и гладкая поверхность, геометрически правильная форма. Каждая выточенная токарем ложка по форме в точности повторяет другую.
Токарю очень нужны смекалка, зоркий глаз и уверенная рука, потому что всю работу свою он выполняет во время вращения предмета. Вначале он закрепляет в станке на винт баклушу, затем, включив станок, металлическими резцами снимает с неё всё лишнее, чтобы получить из грубого бруска дерева красивую тонкостенную и округлую форму.
Простые миски, чашки, поставцы может выточить каждый обученный токарь. Более сложные формы — ковши-утки, ковши-петухи вытачивает не каждый мастер, а художник-умелец, человек, чувствующий законы построения ладной, красивой формы.
Выточенные изделия с нежной, слегка розоватой поверхностью обработанного дерева называются «бельем».
Несмотря на то, что хохломские предметы сделаны из дерева, его никогда не видно, а золотистая поверхность или узоры на цветном фоне изделий отливают мягким металлическим блеском.
Золото — благородный красивый материал — редко встречается в природе и поэтому очень ценится. Это — драгоценный металл. Из золота уже в очень давние времена создавали украшения и посуду. В России она подавалась на богатых царских трапезах и боярских пирах. Кроме того, сусальным или творёным золотом расписывали крашеную, чаще всего красным цветом, посуду.
Сусальным называют очень тонкие листочки этого металла, которые осторожно приклеивают на заранее отмеченные места, а творёным — мелкий золотой порошок, разведённый специальным раствором. Его наносили, как краску, кистью. Эти приёмы были известны иконописцам и миниатюристам — мастерам, украшавшим рисунками и орнаментами рукописные книги. Предметы и иконы, позолоченные таким образом, были дешевле изготовленных целиком из золота.
Мастера-иконописцы изобрели ещё один способ «дешёвой» позолоты: они покрывали олифой — варёным льняным маслом — листочки серебра и серебряный порошок, приклеенные к поверхности иконы. Жёлтая плёнка высохшей олифы на серебре была очень похожа на золото. Крестьянские мастера олифой стали покрывать не серебро, а олово-серебристый, довольно часто встречающийся металл. Так и появилась на крестьянском столе золотистая хохломская посуда.
Поначалу у хохломских чаш и братинок золотыми делали только венцы и плечики. Сам предмет покрывался чёрной или красной краской, а на этом цветном фоне писали пышные цветы, лепестки которых очерчивали белыми штрихами-оживками.
Золотистый, красный и чёрный — такое сочетание цветов можно встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров.
Для «хохломы» эти цвета особенно важны: красный придаёт теплоту и мягкость искусственному золоту, а чёрный усиливает его сияние. Кроме того, круглые поверхности предметов не имеют резких контуров и рассеивают свет.
Итак, вы теперь знаете тайну хохломского золота.
Н. Бедник, «Хохлома»
Галерея — хохломская роспись
Один комментарий на “Тайна хохломского золота”
Комментарии закрыты.
силвич
17.07.2011 в 8:12 дп
мне очин баила интресна научит а хохломскаго золата спаиба